ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 71RS0001-01-2024-002633-06 |
Дата поступления | 19.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Епихина Ольга Михайловна |
Дата рассмотрения | 18.03.2025 |
Результат рассмотрения | решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) |
Основания отмены (изменения) решения | недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Алексинский межрайонный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1606/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Кулешов А.В. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 20.02.2025 | 08:41 | 20.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 18.03.2025 | 11:10 | 111 | Вынесено решение | решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) | 20.02.2025 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 03.04.2025 | 09:53 | 03.04.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 03.04.2025 | 09:53 | 03.04.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация МО г. Алексин | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Алексинская межрайонная прокуратура | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Кулиничев Н.А. |
дело № 2а-1606/2024 (№ 33а-1002) судья Кулешов А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2025 г. город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Башкирове А.А., Исаковской Э.Л.,
при секретаре Алешиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Алексин на решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования г. Алексин о признании незаконным бездействия, обязании привести дорожное покрытие в соответствии с требованиями ГОСТа.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Алексинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав обоснование требований, что в ходе прокурорской проверки в марте 2024 года обеспечения безопасности дорожного движения администрацией муниципального образования г. Алексин установлено ненадлежащее состояние дорожного покрытия автомобильной дороги протяженностью 593 м. по <адрес>. Дорожное полотно имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Данные недостатки являются нарушением требований ГОСТ Р50597-2017. Указанная дорога находится в собственности администрации муниципального образования г. Алексин.
Межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика внесено представление, которое не исполнено.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Алексин, выразившееся в непринятии мер по устранению дефектов дорожного покрытия автомобильной дороги протяженностью 593 м. по <адрес> и обязать администрацию муниципального образования город Алексин в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести указанную автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017.
Решением Алексинского межрайонного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования город Алексин судом возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести дорожное покрытие автомобильной дороги протяженностью 593 м. по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования г. Алексин просит решение Алексинского межрайонного суда Тульской области отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на отсутствие доказательств ненадлежащего состояния дороги, а также на невозможность устранения недостатков в срок, установленный судом.
В соответствии со ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просившего об отложении судебного разбирательства неявившегося представителя административного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора Филиппова С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, собственником автодороги с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, протяженностью 694 м, является муниципальное образование г. Алексин, правопреемник муниципального образования Буныревское Алексинского района.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонным прокуратурой Алексинского района с привлечением ОГИБДД МО МВД России «Алексинский», в присутствии начальника управления по вопросам жизнеобеспечения, ГО и ЧС администрации муниципального образования г. Алексин проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие автомобильной дороги протяженностью 593 м. по <адрес> имеет дефекты в виде просадки, выбоин, размеры которых превышают допустимые требования, установленные ГОСТ Р 50597-2017, ровность дороги нарушена.
В связи с выявленными нарушениями 29 марта 2024 г. Алексинским межрайонным прокурором главе администрации муниципального образования г. Алексин внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Данное представление рассмотрено 02 мая 2024 г. и сообщено о мероприятиях по утверждению сметной документации.
Согласно актам проверок, проведенных прокуратурой с привлечением ОГИБДД МО МВД России «Алексинский», а также представителя администрации муниципального образования г. Алексин ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выявленные ДД.ММ.ГГГГ дефекты в виде выбоин, ям и неровностей в профиле покрытия указанной выше автодороги не устранены.
В связи с тем, что многочисленные дефекты дорожного покрытия делают невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на указанном участке дороги, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, Алексинский межрайонный прокурор обратился в суд.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о невыполнении административным ответчиком требований Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на ней, что нарушает право неопределенного круга лиц, на безопасность дорожного движения.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Согласно ст. 1 Закона Тульской области от 11.06.2014 № 2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области» объедены муниципальные образования город Алексин Алексинского района, Авангардское Алексинского района, Буныревское Алексинского района, Шелепинское Алексинского района, образовано муниципальное образование город Алексин.
Муниципальное образование город Алексин имеет статус - городской округ.(ст. 1 Устава, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 27.10.2014 № 3(3).2 (ред. от 20.05.2024)
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 названного Закона).
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу требований ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
При этом в части 2 приведенной нормы установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 7 Устава муниципального образования город Алексин, к вопросам местного значения муниципального образования г. Алексин, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Проверяя доводы административного искового заявления, судебная коллегия приходит к выводу, что возложенная на администрацию муниципального образования г. Алексин обязанность по дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на ней административным ответчиком не исполняется, что создает угрозу безопасности дорожного движения и позволяет прийти к выводу об обоснованности признания незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Алексин и возложения на нее обязанности привести дорожное покрытие на спорном участке в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п.п. 6, 12 ст. 3 указанного Федерального закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям изложены в ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденном Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно подпункту 5.2.4 таблице 5.3 названного стандарта покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, площадью 0,06 кв.м и глубине 5 см.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения требований указанного ГОСТа, что выражается в неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия улично-дорожной сети муниципального образования г. Алексин, а именно, наличие ям, выбоин и неровностей, размеры которых превышают допустимые требования, кроме того, нарушена ровность участка дороги.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенных замеров, в соответствии с п.5.2, 5.3 ГОСТ Р50597-2017 значение показателей продольной ровности покрытия при измерении рейкой не соответствует установленным требованиям. Так на участке автомобильной дороги максимальный просвет под рейкой составляет 37 мм. Отдельное повреждение на участке автомобильной дороги (просадка) имеет длину 24 см. и глубину 9,5 см.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства дела факт наличия дефектов дорожного покрытия подтвержден, не оспаривался лицами, участвующими в деле, равно как и необходимость проведения ремонтных работ на нем.
Наличие дефектов дорожного покрытия свидетельствует о бездействии со стороны администрации муниципального образования г. Алексин, выразившееся в невыполнении возложенных на неё действующим законодательством обязанностей, и которое нарушает права лиц на безопасное передвижение на данных участках дорог, создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. При этом, представление прокурора, внесенное в марте 2024 не исполнено до настоящего времени.
Приведенные в судебном решении суждения относительно отсутствия незаконного бездействия ввиду предоставления явно незначительного срока для устранения нарушений, со ссылкой на ответ администрации на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, противоречат фактическим обстоятельствам и основаны на неверном применении материального и процессуального закона.
Вместе с тем, неправильные выводы суда в данной части не могут повлечь отмену постановленного по делу судебного решения, как об этом поставлен вопрос в апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Алексин, поскольку, суд первой инстанции правильно возложил на административного ответчика обязанность по приведению дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017.
Данных, подтверждающих принятие мер по приведению автомобильной дороги в состояние, обеспечивающее ее безопасность при эксплуатации, или по принятию иных мер для обеспечения безопасности дорожного движения с учетом цели ее дальнейшего использования, административным ответчиком не представлено.
Административным ответчиком не представлено доказательств, что восстановление прав неопределенного круга лиц может быть произведено путем принятия иных мер, направленных на исключение причинения вреда, нежели путем проведения указанных в решении суда работ.
Ссылка административного ответчика на бюджетные правоотношения не влияет на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора бюджетные правоотношения не являются.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения указанной обязанности со ссылкой на установленный законом порядок финансирования, порядка заключения муниципальных контрактов не могут служить основаниями для освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности по принятию всех мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Нормы действующего законодательства не ставят осуществление дорожной деятельности в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования, следовательно, данные доводы не являются основанием к отмене обжалуемого решения.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных требований, суд первой инстанции, необоснованно установил срок установил для исполнения возложенной на администрацию муниципального образования г. Алексин до ДД.ММ.ГГГГ, который истек до вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия, с учетом характера требований, считает необходимым установить срок исполнения возложенной на администрацию муниципального образования г. Алексин обязанности по приведению дорожного покрытия автомобильной дороги протяженностью 593 м. по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017 в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Алексинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части срока устранения допущенного нарушения, обязав администрацию муниципального г. Алексин привести дорожное покрытие автодороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части решение Алексинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Алексин – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
